ДОСТУПНАЯ СРЕДА

Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Одной из основных функций Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования является реализация права каждого ребёнка на полноценное образование, отвечающее его потребностям и в полной мере использующее возможности его развития.

 В настоящее время в школе ведется работа по формированию полноценной безбарьерной среды для детей-инвалидов, обеспечение их права на получение образования и полноценное участие в общественной жизни, предусматривающая создание условий для совместного обучения детей-инвалидов и детей, не имеющих нарушений в развитии. Это один из главных ориентиров «Доступной среды» – чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья не отличались в правах и возможностях от обычных детей. Важнейшими в работе школы стали следующие принципы:

  • уважение достоинства человека, его личной самостоятельности, включая свободу делать свой собственный выбор, и независимости;
  • отсутствие дискриминации;
  • полное и эффективное вовлечение и включение в общество;
  • уважение особенностей инвалидов и их принятие в качестве компонента людского многообразия и части человечества;
  • равенство возможностей;
  • доступность;
  • равенство мужчин и женщин;
  • уважение развивающихся способностей детей-инвалидов и уважение права детей-инвалидов сохранять свою индивидуальность.

 Главный вход в школу оборудован пандусом, предупредительные знаки для слабовидящих людей «желтые полоски на лестницах», визуальные информационные знаки, установлены кнопки вызова на входе в школу и др.

 Создание в МКОУ "Темиргоевская СОШ" специальных условий воспитания, обучения, позволит учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), их социальную адаптацию и интеграцию в общеобразовательном учреждении, реализацию прав детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), индивидуально ориентированное медико-социальное и психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, освоение обучающимися с ОВЗ основных образовательных программ, интеграцию детей с ОВЗ в образовательном учреждении. Все это будет способствовать их полноценному участию в жизни общества. 

Специально оборудованные учебные кабинеты

 Парта ребенка со слабым зрением  находиться в первых рядах от учительского стола и рядом с окном. Пособия, которые используются на разных уроках, должны быть не только наглядными, но и рельефными, чтобы незрячий ученик смог их потрогать.

Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Спортивный зал расположен на 1 этаже площадью. В зале  имеется спортивное оборудование и инвентарь, тренажеры, 1 уличная площадка, беговая дорожка.

   Доступ  к объектам спорта для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, передвигающихся на колясках, с нарушением опорно-двигательного аппарата - не ограничен; для лиц с нарушениями слуха, с нарушениями зрения,  с нарушениями умственного развития – доступ  к объектам спорта не ограничен.

Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в целях сопровождения эстетического, досугового направлений в школе имеется и используется в учебном процессе аудио-видеоаппаратура. В целом, материально-техническое, информационно-методическое и учебно-лабораторное оснащение образовательного процесса отвечает лицензионным требованиям. В школе функционирует сервер, сеть Wi-Fi, компьютеры на рабочих местах администрации, предметные кабинеты, методический кабинет. 80% компьютеров  имеют  выход в сеть Интернет. Все имеющиеся кабинеты оснащены необходимой мебелью, отвечающей гигиеническим и возрастным требованиям; современным компьютерным и интерактивным оборудованием, учебные кабинеты в школе паспортизированы, имеют планы перспективного развития, удовлетворяют требованиям производственной эстетики.

Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации

Для детей-инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата у входа в школу установлен пандус. Пандус достаточно пологий (10-12о), чтобы ребенок на коляске мог самостоятельно подниматься и спускаться по нему. Ширина пандуса не менее 90 см. Необходимыми атрибутами пандуса являются ограждающий бортик (высота - не менее 5 см) и поручни (высота - 50-90 см). Двери открываются в противоположную сторону от пандуса, чтобы ребенок на коляске не скатился вниз. Вход в школу оборудован звонком для предупреждения охраны.

Для детей-инвалидов по зрению крайние ступени лестницы при входе в школу покрашены в оранжевый цвет. Лестницы в обязательном порядке оборудованы перилами.

Специальные условия питания

Школьная столовая

В столовой  предусмотрена  зона для учащихся-инвалидов. Ширина прохода между столами для свободного передвижения на инвалидной коляске  увеличена до 1,1 м.  Столы находятся в непосредственной близости от буфетной стойки в столовой. В то же время  дети-инвалиды могут сидеть в столовой не  отделяясь от остальных одноклассников.

Специальные условия охраны здоровья

Сохранение здоровья учащихся - основная задача школы

        

 Проблема сохранения здоровья детей в условиях современной школы уверенно лидирует среди других актуальнейших проблем в образовании.  

Каковы же причины, негативно влияющие на здоровье учащихся? Что должен делать учитель, чтобы  сохранить здоровье  детей,  укрепить его,  а  не  ухудшить  на  протяжении  всех  лет  обучения  в  школе?  

Школа  как  социальная  среда,  в  которой  дети  находятся  значительное  время,

нередко создает для них психологические трудности. Специфика современного учебного

процесса  обусловлена  как  продолжительностью  учебного  дня  и  обилием  домашних

заданий,  так  и  структурой  деятельности,  количеством,  темпом  и  способами  подачи

информации,  исходным  функциональным  состоянием  и  адаптивностью  ученика,

характером  эмоционального  фона  и  другими  факторами.  Ученику  приходится

приспосабливаться к давлению, оказываемому на него требованиями учебного процесса.

 Успешность обучения в школе определяется уровнем здоровья, с которым ребенок

пришёл  в  школу,  что  является  исходным  фоном  на  старте  обучения.  На  этом  фоне  в   дальнейшем  не  менее  важна  и  правильная  организация  учебной  деятельности.  От  того насколько  органичен  образовательный  процесс,  насколько  педагоги  учитывают

специфику возможностей ребенка того или иного возраста, насколько полно учитываются

все  отрицательно  влияющие  на  здоровье  ребенка  факторы  обучения,  напрямую  зависит, сумеем ли мы сохранить здоровье современного школьника.  

    Задумываясь  о  здоровье  школьников,  нужно признать,  что традиционная  классно-урочная  система  организации  учебного  процесса  устарела, она неблагоприятно влияет на  здоровье  детей.  Особенно  отрицательно  влияют на  физическое и психическое здоровье   детей следующие факторы:  

  • интенсификация учебного процесса;
  • нерациональная организация процесса обучения;
  • несоответствие методик обучения возрастным возможностям школьников.

С негативным влиянием данных факторов специалисты связывают до 40 % детской

патологии.  Рациональная  организация  учебного  процесса  необходима  для предотвращения перегрузки, перенапряжения, обеспечения условий успешного обучения

школьников,  сохранения  их  здоровья.  Сохранить  и  укрепить  здоровье  школьников

помогает умение применять здоровьесберегающие технологии.

  Здоровьесберегающие  образовательные  технологии  –  совокупность  всех

используемых  в  образовательном  процессе  приемов,  методов,  технологий,  не  толькоХочу такой сайт

сберегающих здоровье учащихся и педагогов от неблагоприятного воздействия факторов

образовательной  среды,  но  и  способствующих  воспитанию  у  учащихся  культуры

здоровья. Применение этих технологий  способствует созданию специальных  условий, обеспечивающих  развитие  сильных,  знающих  о  своем  здоровье,  умеющих  его  беречь  и подготовленных для жизни личностей.Хочу такой сайт

    Таким  образом,  одной  из  актуальных  практических  задач  школы  является создание комфортной, экологической, психологически здоровой образовательной среды для

учащихся путем внедрения научно-эффективных технологий, способствующих адаптации

и  созданию педагогических условий  для  саморазвития  и  творческой реализации детей и

подростков.

.   Цель  здоровьесберегающего  сопровождения -  создание  безопасного  для  здоровья образовательного  пространства  на  уроках,  а  также  создание оптимальных  психолого-педагогических  условий  для  развития  и  самореализации индивидуальных способностей ребёнка, сохранения и укрепления его здоровья.

Требования  к  учителю  просты  и  естественны:  не  допускать переутомления  учащихся  на  уроках  и  перегрузки  их  домашними  заданиями. Одним из факторов, содействующих утомлению детей, являются однообразные организационные формы обучения. Пусть даже передовые формы, но если они повторяются из урока в урок, из месяца в месяц, то они, безусловно, «приедаются», детям становится неинтересно, а это верный путь к повышенной утомляемости. Домашняя подготовка  к  одному  уроку  не  должна  занимать  в  среднем  более  20  минут,  т.е.  более половины  времени  урока.  Этого  можно  добиться,  если  полностью  и  эффективно использовать для обучения всё время урока.

  Исследованиями гигиенистов установлено, что построение учебного дня без учета

возрастных  особенностей  детей  даже  при  внедрении  всех  форм  физкультурно-

оздоровительной работы  приводит  к выраженному  утомлению  учащихся  в  течение  дня, недели, года. Это, в свою очередь, вызывает неблагоприятные сдвиги в функциональном состоянии различных органов и систем и в конечном итоге ведет к  ухудшению здоровья учащихся в конце учебного года.

Рациональный  режим,  прежде  всего,  предусматривает  четкое  чередование

различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток и строгую регламентацию

разных  видов  деятельности.  Подавляющее  число  функциональных  отклонений  в  

 организме  учащегося  за время обучения в школе  связано  с  увеличением учебной  нагрузки,  условиями  протекания  учебно-воспитательного  процесса, особенностями построения уроков.

Каждый учитель должен видеть главную свою задачу в том, чтобы инициировать,

продвигать  вперёд  и  контролировать  учебный  процесс  так,  чтобы  учащиеся  учились

искусству  учёбы.  Успешная  учебная  деятельность и  состояние  здоровья детей  не  могут сегодня рассматриваться изолированно друг от друга. Они взаимосвязаны     и требуют к себе  пристального  внимания  взрослых,  учителей-практиков  и  родителей.  Хорошее здоровье  только  благоприятным  образом  способствует  полноценному  развитию  детей, способствует  безболезненной  адаптации  к  новой  для  школьника  учебной  деятельности, связанной с напряженной умственной нагрузкой.    

Сбережение  и  укрепление  здоровья  тесно  связано  с  применением  в  школе  информационно-коммуникативных  технологий  обучения,  при  которых  дети  не  устают,  а  продуктивность  их  работы возрастает.  Однако внедрение  компьютерных  технологий  в  нашу  жизнь  неминуемо  сказывается  на здоровье. Что  должен  сделать  учитель для  обеспечения  безопасного сотрудничества ребенка с компьютером?  В  первую  очередь,  создать  соответствующие  условия  работы.  Очень  важно соблюдать  температурный  режим,  грамотно  оформить  кабинет,  подобрать  удобную мебель, следовать санитарным нормам и правилам.

Использование компьютерных технологий позволяет повысить заинтересованность

учащихся,  а также  улучшить  качество восприятия материала. Работа за  компьютером во

время  выполнения  практических  заданий  и  тестирования  дает  возможность  укрепить

здоровье учащихся, так как в этот момент в работу включаются различные группы мышц,

происходит развитие мелкой моторики рук, пальцев.  

   На уроках  нужно учить строить взаимоотношения с компьютером  грамотно  и  технологично,  чтобы  максимально  уменьшить  риск  для  здоровья,  развивать интерес к занятиям и мотивацию учения, ведь они привлекают внимание ребят к учебным занятиям,  делают  их  желанными,  комфортными,  приятными,  привлекательными, исключают  угнетение,  стрессы,  различные  негативные  реакции,  плохо  влияющие  на психику  подростков.  А  все  это  помогает  сберечь  и  укрепить  здоровье  подрастающего поколения.

Основной путь к здоровью - воспитание культуры здоровья, формирование убежденности ребенка в том, что нет другого правильного образа жизни, кроме здорового. Задача системы образования - добиться, чтобы здоровый образ жизни стал основой нового мировоззрения нового времени.

        "Забота о человеческом здоровье - тем более о здоровье ребенка, - это не только комплекс санитарно-гигиенических норм и правил, не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества" - говорил Сухомлинский.

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Информационная база школы оснащена:

  • электронной почтой;
  • выходом в Интернет;
  • разработан и действует школьный сайт.

 Доступ к информационно-телекоммуникационной сети Интернет доступен для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

В школе функционирует 33 учебных и специализированных кабинета, все компьютеры находящиеся в кабинетах имеют доступ  в сеть Internet.   

Для работы с информационной системой в  каждом учебном кабинете есть рабочее место для учителя. Кроме этого любой педагог может вести данную работу из учительской, кабинета информатики.

На сайте школы функционирует кнопка "для слабовидящих".

В учебном процессе используются множительная и копировальная техника, аудио и видео аппаратура, мультимедийное оборудование.
Информационно-коммуникативные технологии широко используются во внеурочной деятельности школы.

Для обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья и педагогических работников организован свободный доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в течение рабочего (учебного) времени в кабинете информатики и библиотеке (с 08:30 до 17:30. Выходной - воскресенье), для поиска информации, оформление работ, создания фильмов и презентаций с разнообразной тематикой для проведения классных часов, общешкольных научно-практических конференций, вечеров отдыха, родительских собраний и других мероприятий с использованием ПК и ИКТ.


Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

В учебном процессе используются множительная и копировальная техника, аудио и видео аппаратура, мультимедийное оборудование.

Информационно-коммуникативные технологии широко используются во внеурочной деятельности школы.

Для обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья и педагогических работников организован свободный доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в течение рабочего (учебного) времени в кабинете информатики и библиотеке (с 08:30 до 17:30. Выходной - воскресенье), для поиска информации, оформление работ, создания фильмов и презентаций с разнообразной тематикой для проведения классных часов, общешкольных научно-практических конференций, вечеров отдыха, родительских собраний и других мероприятий с использованием ПК и ИКТ.

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования

В учебном процессе используются множительная и копировальная техника, аудио и видео аппаратура, мультимедийное оборудование.

Информационно-коммуникативные технологии широко используются во внеурочной деятельности школы.

Для обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья и педагогических работников организован свободный доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в течение рабочего (учебного) времени в кабинете информатики и библиотеке (с 08:30 до 16:00. Выходной - воскресенье), для поиска информации, оформление работ, создания фильмов и презентаций с разнообразной тематикой для проведения классных часов, общешкольных научно-практических конференций, вечеров отдыха, родительских собраний и других мероприятий с использованием ПК и ИКТ.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».